Умники 21 - сайт для детей и их родителей     

Русский язык - Рекомендации для родителей


> Общие рекомендации
> Практические советы, основанные на методике Глена Домана
> Практические советы, основанные на методике «складов»
> Обучение чтению детей с аутизмом и дислексией

Практические советы, основанные на методике «складов»

Так как в русском языке буквы читаются в основном одинаково во всех случаях, за некоторыми исключениями, то научить ребенка быстро читать по-русски с помощью складов довольно легко. Что такое «склад» - это единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву. Например, слово «стул» будет раскладываться по складам следующим образом – с-ту-л. Здесь три склада: буква «с», комбинация «ту» и буква «л».

Наша задача обучить ребенка всем складам русского языка. Их довольно, много из-за комбинаций - более двухсот, но все же не так много как самих слов и их словоформ. Научившись читать склады, ребенок сможет прочитать любое слово, независимо от того, знает он его или нет. Однако в этом случае понадобится дополнительная практика, чтобы ребенок начал читать бегло, а не по складам.

1. Сначала распечатайте карточки со буквами А, О, И, Ы, Э, У. Разучите эти буквы с ребенком. Он должен правильно произносить букву, когда вы ее показываете или выбирать карточку с буквой, когда вы ее произносите. Последнее практикуется в том случае, если ребенок еще не начал говорить.

2. Следующий этап разучивание складов-комбинаций. Выберите любую согласную букву и распечатайте по отдельной карточке на каждую комбинацию этой согласной буквы с указанными выше гласными. Например, с буквой «П» получатся следующие карточки:

П, ПА, ПО, ПИ, ПЫ, ПЭ, ПУ

При многократном повторении ребенок должен запомнить графический образ и произнесение самой буквы П, а также графический образ и произнесение комбинаций со указанными гласными.

3. Когда вы разучите уже много согласных с их комбинациями с гласными, начинайте составлять простые слова из разученных комбинаций и читать их. Сначала берите короткие слова, желательно с повторяющимися комбинациями, например:

ма-ма, па-па

Далее более сложные комбинации:

Ко-т, ро-с-т, ко-ма-р, со-ба-ка, ко-ро-ва

4. На этом этапе можно переходить к гласным Е, Ё, Ю, Я. Сначала сделайте карточки с этими гласными и произносите каждую из них, пока ребенок их запоминает. Далее начинайте комбинировать со разученными складами так, чтобы эти гласные были первой буквой слова или следовали за гласной, например:

е-да, ю-ла, ма-ла-я, с-то-я-ла

Именно вначале слова и после гласной эти гласные произносятся как в алфавите.

5. Распечатайте склады с гласными Е, Ё, Ю, Я, а именно комбинации всех согласных букв с этими гласными. Например:

РЕ, РЁ, РЮ, РЯ

Постепенно разучивайте склады с согласными и по мере запоминания новых складов сразу же используйте их для прочтения слов. Например:

ре-ка, те-ло, Лю-ся, Ва-ся, тё-тя, де-да

На этом этапе вы сможете скомбинировать большое количество слов для практики чтения, постепенно усложняя и удлиняя слова. Занимайтесь такой практикой по 20 – 30 минут в день.

6. Последний этап обучения – это ввод мягкого и твердого знаков. Для этого распечатайте комбинации всех согласных с мягким знаком. Например: ПЬ, РЬ, НЬ и т.д. Разучите произнесение этих комбинаций, можете продемонстрировать отличие в произнесении П и ПЬ, то есть твердого варианта звука и мягкого, где после согласной идет мягкий знак. Далее начинайте практику чтения слов с мягким знаком. Начните с мягкого знака в конце слова. Например:

де-нь, ле-нь, пе-нь, да-ть, в-ра-ть, со-ль, бо-ль и т.д.

Затем практикуйте чтение слов, где мягкий знак стоит в середине и является разделительным:

мы-ть-ё, б-ра-ть-я, п-ла-ть-е, вь-ю-н и т.д.

В заключении вводите твердый знак на отдельной карточке и сразу переходите к практике чтения слов с твердым знаком.

с-ъ-е-л, в-ъ-е-з-д, от-ъ-е-ха-л

Так же как и в предыдущей методике, алфавит можно выучить впоследствии, так как его знание не влияет на умение читать.

Так же как и метод Глена Домана, метод обучения чтению по складам можно начинать еще до того, как ребенок начал говорить. В этом случае сам ребенок не сможет прочитать склад, однако, он вполне в состоянии запомнить графический и звуковой облик склада и найти нужную карточку с произнесенным вами складом. Впоследствии он сможет собирать слова по произнесенным вами складам. Как только он начнет говорить, он сможет также и читать склады и слова из них.

Оба описанных метода не исключают друг друга. Их можно применять одновременно, чтобы добиться лучших результатов. Оба метода можно начинать применять с возраста от 6-ти месяцев и старше. Не беспокойтесь о том, что ребенок еще не начал говорить. Он вполне может начать читать раньше, чем говорить. Помните, для того чтобы научиться читать нужно уметь видеть и запоминать. И та и другая способность присутствует у ребенка с рождения. А способность запоминать наиболее активна в возрасте от 1 месяца до 3-х лет. Конечно же оба эти метода применимы для любого дошкольного возраста. Просто каждый метод основан на ежедневных, хоть и краткосрочных занятиях. Все зависит от вашего терпения.

 


Главная  |  Русский язык  |  Математика  |  Английский язык  |  Творчество  |  Спецметодики  |  Игры  |  Мультфильмы
Обзоры и статьи  |  Новости  |  О проекте  |  Контакты   |  Карта сайта  |  Наши партнёры  |  О правах на материалы  |  Где купить
Яндекс.Метрика