Умники 21 - сайт для детей и их родителей
    

Отчет о семинаре «Раннее развитие детей»

17 ноября в Санкт-Петербургском центре «График роста» прошел семинар по теме «Раннее развитие детей». Семинар вела Анна Крылова - методист этого сайта.

На семинаре обсуждались следующие темы:

Что такое раннее развитие и для чего оно нужно

Раннее развитие предполагает обучение ребенка различным знаниям и навыкам, начиная с грудного возраста и в течение всего времени до шести лет. Целесообразность этого была доказана многими учеными, занимавшимися данной темой, а также практическим опытом огромного количества родителей. Дело в том, что именно в этом возрасте мозг ребенка обладает фантастическими способностями принимать, запоминать и автоматически анализировать огромные объемы информации. После шести лет эта способность утрачивается, именно поэтому дальнейшее обучение всегда дается с трудом и скукой.

Кроме того активное обучение, то есть передача дополнительных объемов информации, развивает большую часть объема головного мозга, а значит увеличивает дальнейший интеллектуальный потенциал человека.

Просветители-новаторы 20 века Гленн Доман и Масару Ибука

Эти люди одни из первых, еще в середине 20 века, открыли замечательные возможности детей в раннем возрасте. Их исследования и методики нашли отражение в книгах «Мягкая революция» Гленна и Дженет Доманов и «После трех уже поздно» Масару Ибуки. Эти революционеры обучения доказали, что обучение, например, чтению, иностранным языкам, математике и многим другим навыкам можно и нужно начинать еще до того, как ребенок начнет говорить.

Образовательные традиции России

Традиции дворянского воспитания в России всегда предусматривали обучение двум или трем иностранным языкам. И обучение это начиналось не в школьном возрасте, а с пеленок. Нанимали иностранных нянь-гувернанток, учителей точных наук и верховой езды из числа французов, англичан и немцев, чтобы дети с ранних лет учили эти языки с носителями. При этом никоим образом не страдало изучение и владение родным языком. Этот факт доказывают многочисленные литературные произведения того времени, которые писали дворяне для дворян же.

Развитие мозга ребенка

Мозг человека развивается поэтапно. Эти этапы и методики развития мозга на разных стадиях отлично описаны американским нейрофизиологом Гленном Доманом. С первых дней жизни ребенок впитывает информацию через все пять органов чувств. Наиболее активные рецепторы, развивающие часть мозга в первые недели жизни, находятся на кончиках пальцев. Следующие этапы - это развитие конкретного мышления: под словом «мама» ребенок понимает свою маму, а не вообще женщину, у которой есть сын или дочь. А, например, слово «стул» будет ассоциироваться именно со стулом в комнате ребенка, а не с любым предметом, на котором мы сидим. Этот фактор необходимо учитывать при раннем обучении чтению и счету.

Следующим развивается логическое мышление. Это происходит в возрасте от двух лет, когда у ребенка накапливается достаточно примеров, где существует причинно-следственная связь типа «если это так, то дальше будет так-то». Для развития логического мышления необходим опыт.

Последним развивается абстрактное мышление. Его развитие начинается с трех лет. В этом возрасте ребенок уже понимает, что «стул» может означать разные предметы, объединенные похожим строением и функцией. Но многие абстрактные понятия, а также выводы, основанные на абстрагировании ему еще недоступны. Такое мышление будет продолжать развиваться и совершенствоваться до 16-ти - 20-ти лет.

Обучение родному языку

На семинаре обсуждалась важность развития родного языка, который ребенок учит сам, просто слушая этот язык и автоматически анализируя и запоминая его. Развитие родной речи во многом зависит от того, что и кого ребенок слышал больше всего, начиная с первых дней жизни. В этот ранний период формируется словарный запас и произношение слов. Поэтому с этого возраста, желательно с первых дней жизни, постоянно давать ребенку слушать грамотную и правильную речь. Одним из наиболее эффективных способов - это ставить в качестве фона аудиозаписи как классических детских произведений и сказок так и современной, но обязательно грамотной речи. Начиная с года, следует совмещать аудио и видео, чтобы ребенок мог не только слушать, но и смотреть, распознавая смысл слов и предложений в соответствии с ситуацией, в которой они произносятся.

Обучение иностранному языку

Слушателям семинара была предложена тема: когда лучше начинать изучать иностранный язык. Концепция раннего развития настаивает на изучении иностранных языков, причем любых и в любом количестве, как можно раньше. Лучше всего с первых же дней или, по крайней мере, до того, как ребенок начнет говорить на родном. В этом случае язык или языки будут освоены ребенком также легко и без усилий, как и родной язык, и по сути будут являться дополнительными родными языками. Методические рекомендации, изложенные на семинаре, дали представление о том, как именно воссоздать языковую среду того или иного языка, чтобы ребенок смог обучиться этому языку также, как и родному.

Обучение чтению на родном и иностранном языке

Особый интерес вызвали методики и практические советы о том, как научить ребенка читать в раннем возрасте. Разработаны и усовершенствованы методики, используя которые ребенок может начать читать еще до того, как он начнет говорить. Причем, обучаясь чтению таким образом и в таком возрасте, уже через год занятий он будет читать не по буквам и складам, а словами целиком, то есть как читаем мы, взрослые. Секрет лишь в знании методов обучения и постоянных тренировках.

Обучение математике

Оказывается счету и математическим действиям можно также научиться еще до того, как ребенок начнет говорить. Более того, в этом возрасте ребенок может научиться не только считать до любого количества, но и не считая, на взгляд, точно определять большое количество предметов. Слушателям дали методические рекомендации о том, как это сделать.

Развитие интуиции, творчества и свободного мышления

В заключении семинара были даны практические советы, как у маленького ребенка поддержать врожденную интуицию, развить творческий потенциал и избежать ограничительных барьеров, препятствующих свободному мышлению.

Основополагающим в этом процессе является развитие обоих полушарий мозга в равной степени. Для этого необходимо следить за одинаковым развитием конечностей: правой и левой руки и ноги, и своевременно заметить и скорректировать процесс, если ребенок начнет отдавать предпочтение какой-нибудь руке.

В дополнение были описаны конкретные упражнения, стимулирующие развитие той, части мозга, которая отвечает за интуицию, сверхчувственное восприятие и творчество.

Демо-ролик семинара:

 


Главная  |  Русский язык  |  Математика  |  Английский язык  |  Творчество  |  Спецметодики  |  Игры  |  Мультфильмы
Обзоры и статьи  |  Новости  |  О проекте  |  Контакты   |  Карта сайта  |  Наши партнёры  |  О правах на материалы  |  Где купить
Яндекс.Метрика