Умники 21 - сайт для детей и их родителей
    

Метод Монтессори

Мария Монтессори, о методиках которой будет идти речь, практически доказала, что даже отсталые в умственном развитии дети поддаются воспитанию и обучению. Все дело в методах и подходах.

В своей книге "Впитывающее сознание" Мария Монтессори пишет:
"Самый важный период в жизни - не время обучения в университете, а самый ранний период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики: Ни в каком другом возрасте ребенок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенства."

Свои исследования Мария Монтессори начинала именно с проблемных детей, так как по специальности она была врачом и психологом. И, проводя работу с детьми с ограниченными возможностями с помощью своих методов, направленных на развитие реальной детской самостоятельности, она показала действенность этих методов не только для таких детей, но и для детей, находящихся на разных ступенях физиологического развития. То есть, независимо от того, отстает ли ребенок от своих сверстников или опережает их в развитии, в любом случае, его познавательная деятельность, с помощью специальных методов, очень сильно мотивируется, что дает существенный скачок в его развитии.

Кстати, в 1900 году на школьной олимпиаде в Риме воспитанники Марии Монтессори, «дети-идиоты» (так в то время называли всех детей с отклонениями от нормы), от которых отказались родители, превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению.

Каждый ребенок от рождения - личность и он имеет свои неповторимые личностные свойства, особенности физического, физиологического и психического развития, он наделен уникальными способностями и потребностями.

Смыл метода Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. А задача наставника (воспитателя, педагога, родителя) - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем. Система Монтессори направлена именно к природе ребенка, без авторитаризма и воздействия на его свободу. Ребенок сам стремится чего-то достичь, а задача, окружающих его наставников, помочь ему в этом по его просьбе.

Метод, разработанный Марией Монтессори, подразумевает взаимодействие трех составных частей: ребенок – обучающая окружающая среда – наставник.

Дело в том, что ребенок до 6 лет обладает особым впитывающим сознанием – механизмом познания окружающего мира, присущим только этому периоду жизни. Он впитывает все окружающее его, как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы годы. И, если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт.

Так, специально подготовленная обучающая окружающая среда, которая соответствует потребностям детей и позволяет самостоятельно обучаться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Наставники, зная возможности ребенка в данный период (речь идет о сенситивных периодах – периодах особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности, к способам эмоционального реагирования), предоставляют ему предметы, материалы и виды деятельности, наиболее способствующие его развитию в его собственном индивидуальном темпе.

Подготовленная обучающая среда (Монтессори-класс) разделена на несколько зон (зона практической жизни, зона сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, естественнонаучная, музыкальная зоны, зона искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка и пр.). Среда должна соответствовать возрастным и сенситивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори-материал и другие специально подобранные предметы и пособия – разнообразные, привлекательные и интересные для детей. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка, чтобы он смог самостоятельно с ними действовать. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться. Задача же наставника предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ним обращаться. Такой показ называется презентацией материала. Ребенок работает с материалом сначала по показанному образцу, а затем выполняет различные упражнения, в том числе и придуманные им самим. Программа обучения в такой среде включает следующие разделы: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, элементарных математических и геометрических представлений, а так же раздел - космическое воспитание - знакомство с окружающим миром и человеческой культурой.

Отдельно хочется сказать о воздействии такой среды на детей с умственными отклонениями. У таких детей, как считают психологи, преобладает операционально-технический интеллект. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей. Именно это и объясняет положительный эффект воздействия Монтессори-среды и на таких детей.

Так как основной формой деятельности ребенка в Монтессори-среде является правильно подготовленная свободная работа, то это дает возможность максимально использовать внутренний потенциал самого ребенка, запуская механизм саморазвития для достижения состояния нормализации, внутренней гармонии и самодисциплины, при его высокой активности и стабильной положительной самооценке. И еще один положительный результат от такой организации обучения – у детей исчезают и психосоматические причины для болезни.

Лилия Мусалова

 


Главная  |  Русский язык  |  Математика  |  Английский язык  |  Творчество  |  Спецметодики  |  Игры  |  Мультфильмы
Обзоры и статьи  |  Новости  |  О проекте  |  Контакты   |  Карта сайта  |  Наши партнёры  |  О правах на материалы  |  Где купить
Яндекс.Метрика